Блог системного администратора - Сообщения с тегом "интернет-магазин"

 

Как набраться смелости и открыть магазин.

Тут рассказан не совсем мой опыт, но все вполне жизненно.

Сколько себя помню, был помешан на компьютерах. И программирование так прочно вошло в мою жизнь, что несколько лет я и думать не мог о том, чтобы зарабатывать чем-то, кроме кодинга. Казалось, брось я программирование, деньги кончатся.
Последние лет пять я кодил. Кодил ночами, кодил круглосуточно. Устал. Надежды на отдых не было совсем. Каждый новый день начинался с того, что я представлял себе: что нужно сделать, что я должен сделать. Озверение пришло неожиданно и пришло в тот момент, когда я все-таки смог вырваться в отпуск.
Я сидел в беседке в одном из поселков близ Джубги и страдал бессонницей. Горы смыкались над головой, в голове бродила усталость. В ту ночь я в полной мере ощутил, что так дальше жить нельзя, что моя любовь — путешествия.
И именно в ту ночь внезапно пришло озарение: надо открыть интернет-магазин.
Но как открыть магазин, когда за душой нет ни гроша?

Кратко опишу ситуацию, в которой я оказался на тот момент. Не так давно я окончил институт и получил специальность «инженер-математик», какое-то время преподавал эту самую математику в институте. Но денег это не приносило. Знаниями о бизнесе не обладал. Подался работать в рекламное агентство. Организация дел в агентстве хромала.
Несмотря на выторгованные мной возможность работать дома, прерываться на преподавание в институте, работать когда захочу, мне было не так легко. Мое расписание, запрошенные на разработку сроки постоянно срывались тем, что начальство их постоянно забывало и выдавало задачи вида «сделать надо до завтра».
Я бросил преподавание, перешел в другое агентство — ситуация улучшилась, но незначительно.
Мой долгожданный отпуск отобрал у меня последние деньги. Желание родителей разменять квартиры привело к тому, что я переехал за МКАД и ощутил, что такое крупный долг.
Я оказался без денег, с круглой суммой в минусе и заработал отвращение к программированию.
Да, меня ценили. Да, мне многое позволяли на работе. Но я «работал на дядю» и меня достало кодить. Тем более, что я чувствовал: уйди я в большую компанию, я бы получал намного больше — раза в три. Но большая компания — это dress code, это дисциплина, это коллектив. А все это — снижение качества моей работы.
А у меня принцип — либо делать хорошо, либо не делать вообще.
«Вырваться из порочного круга!» — сказал я себе, сидя в беседке под сводом гор.
Помощи я не ждал ни откуда. Но я набрался смелости и решился.

Список товаров
Первым делом я начал составлять список товаров, исходя из концепции «Путешествовать может каждый, путешествовать — это легко». Список категорий занял две страницы. На тот момент у меня горели глаза, я перебирал в уме все, что может пригодиться путешественнику.
Но список товаров в итоге не пригодился. Конечно, он отложился в сознании, и сейчас я набираю товары, исходя из него. Но оказалось, что путешествующих так, как это делаю я, мало. Нет среди покупателей золотой середины. Есть либо домоседы, которые никогда не задумывались о том, чтобы выехать на природу с комфортом или махнуть за 1000 километров на машине, либо настоящие туристы, которые будут брать лишь профессиональные продукты, проверенные годами и имеющие хорошие отзывы. Поэтому часть списка ушла в небытие, а в голове утвердилась мысль: «Надо продавать качественные профессиональные вещи, но так, чтобы их качество легко было понятно обывателям».

Поставщики
Денег не было. Денег не было, чтобы закупать товар партиями. Я читал уже на хабре, что есть поставщики, которые готовы отдавать товар «на реализацию». Но как их найти? Я мусолил эту фразу днями. «Как их найти, как их найти...» — повторял я про себя. Для меня было непостижимым взять трубку телефона и начать обзвон по списку. Я представлял себе отказ, и это было моей ошибкой.
К отказам надо относиться легко. Отказали в одном месте — звони в другое.
Придя к этому, я взял телефон и понеслось. Оказалось, что отказавшие мне про меня забывают тут же. У них не оставалось в памяти ни грамма налета, который бы вызывал у меня муки совести. И это легко — получить отказ.
Я обзвонил три десятка поставщиков за день. Я выписал адреса и телефоны пяти. С двумя назначил встречу тут же.
И одна женщина пошла мне навстречу. Она сразу согласилась работать со мной. Мы подписали договор. И уже через месяц я стал возить товар с ее склада. Большое ей спасибо.

ИП
Я уже был зарегистрирован как предприниматель, но бухгалтерию вести мне помогали, сроки, куда и с чем идти мне тоже говорили. Я открыл ИП, чтобы брать заказы на изготовление сайтов. И я делал сайты, имел счет в банке, но ничего не знал о том, что меня ждет с магазином.
Я стал изучать законодательство, позвонил одним из своих заказчиков — в интернет-магазин «Сакура-шоп», задал им ряд вопросов. Они были рады помочь советом.
Несмотря на то, что я открыл ИП раньше, чем занялся магазином, вкратце расскажу, как это было. Я воспользовался услугами агентства по регистрации.
Мной занимался какой-то мальчик младше меня. Он, видимо, хорошо знал, что куда нести, но, в итоге, мне тоже пришлось помотаться и мне пришлось узнать, что такое «коды ОКВЭД», какие коды нужны лично мне. Впоследствии я узнал, что весь процесс регистрации мог осуществить и я сам с тем же успехом.
Для москвичей есть 46-ая налоговая. Берем документы, едем туда. Весь процесс подробно расписан в интернет на специальных форумах. Достаточно заполнить особую бумажку, сделать себе печать, открыть счет в банке и немного помотаться по нотариусам и налоговым.

Налоговая
Как и большинство государственных учреждений расположены налоговые не в самых доступных местах. Перед величественными корпусами 46-ой налоговой вообще негде припарковаться. Парковка для посетителей отсутствует как вид. Улица занята, на ней всегда пробка. От метро она далеко. И самих посетителей — миллионы в день. Да, они ввели такие системы как билетики очереди, табло вызовов к окошкам, но в остальном не продумали или вообще не хотели думать. Поэтому каждая поездка в налоговую — мучение.

Банк
Я так и не смог понять, почему я обязан открывать счет в банке. Почему я обязан связываться с негосударственной организацией, платить им деньги за то, что я хочу получать деньги. В страховой компании, когда я бодался по поводу ДТП, я смог настоять на том, чтобы денежное возмещение мне выдали на руки наличными. Аргументом как раз служило: «Никто не может меня заставить платить деньги и открывать счет в банке, чтобы я мог получить сумму, причитающуюся мне по закону». В страховой это было аргументом, но в случае с ИП — нет. К сожалению, по тому же закону единственная альтернатива счету — это кассовый аппарат. А кассовый аппарат — это дополнительная морока и дополнительные выплаты ежегодно.
Я был в двух банках. В первом было очень неудобно: чеки приходилось заполнять стоя у прилавка, я часто ошибался в заполнении чеков. Я матерился и в конце концов ушел из этого банка. Во втором банке я сразу посмотрел, как организован процесс. Там не было людно, можно было присесть за столик, спокойно все выписать и подписать, потом заверить чек и получить деньги. В этом банке я и остался. И теперь поездка за деньгами в банк не такая морока. И реально получаю удовольствие, когда в кармане появляется тугая пачка.
Главное — не забывать при открытии и закрытии счета в банке уведомлять налоговую. К счастью, теперь это можно делать не в 46-ой, а в своей районной налоговой. Но если забыл — штраф.

Кассовый аппарат
Купить кассовый аппарат — это обязательство для магазина, торгующего в розницу. Каждому покупателю необходимо выдать чек и расходную накладную.
Я купил один из самых дешевых переносных аппаратов — Меркурий. Зарегистрировал его в налоговой и ни разу не пожалел о выборе. Процесс регистрации тоже не вызвал проблем — регистрация прошла в один день за один час в районной налоговой.
Очень позабавило, что в памятке о регистрации написано: «Необходимо предоставить приложения: 1. Такой-то документ, 2. Другой документ, 3. Еще один документ, 4. Механика сервисного центра».
Другое дело — учет чеков. Нужно ежедневно подбивать так называемый z-отчет. Нужно вести специальный журнал. Нужно отчитываться в налоговой.
Если процесс для себя расписать и вести календарь напоминаний — это проблем не вызывает. К покупателю выезжаю с аппаратом. При покупке — до того как получить деньги — выбиваю чек, выдаю его вместе с предварительно заполненной накладной.
Возвратов чека пока не было. Но я лоялен к процессу возврата — для этого нужно в журнале сделать соответствующую запись, прикрепить чек и в налоговой заполнить заявление о возвратах.
Забавно то, что каждый год необходимо приобретать так называемое ЭКЛЗ — устройство, где хранятся данные о продажах. При этом стоимость ЭКЛЗ для Меркурия почти равна стоимости самого Меркурия. Вот они ежегодные расходы на аппарат.

Цены
Цены на товар, как правило, устанавливает поставщик. У них есть рекомендуемая розничная цена, ниже которой опускаться не следует. Но я в некоторый момент решил «Я продавец — а, значит, надо торговаться». И на сайте я торгуюсь. Я везде прописал, что можно не только купить, но и поторговаться.
Я завел специальный почтовый ящик, где знакомлюсь с клиентами, где оговариваю цены, где узнаю о желаниях каждого обратившегося и даю советы по его потребностям.
При потоке клиентов — человек 5 в сутки — это много времени не вызывает, но как результат — приятные продажи и довольные покупатели. Каждый чувствует индивидуальное обращение, заботу. Клиенты даже делятся после покупки фотографиями товаров в «боевых условиях». Эти фотографии я размещаю на сайте,
повышая таким образом лояльность и интерес новых покупателей.
Подумываю о том тоже, чтобы на процесс торговли сделать отдельную веб-форму с уведомлением по почте. Но пока нет на это времени.

Товар
Часто в интернет-магазинах — и на это постоянно жалуются мои покупатели — выдается недостаточная информация по товарам, нет тестов, путают фотографии и параметры товара. Так, к примеру, палатка Tramp Colibri Plus почему-то часто имеет фотографию от простой Colibri — и нигде не написано, чем одна от другой отличаются. Я пошел по тугому, но, на мой взгляд, верному пути. Я не стал выкладывать товар скопом, я каждый товар «пробиваю» по поисковикам, ищу отзывы, составляю на их основе описания, часто сам фотографирую товары, некоторые сам же и проверяю на практике.
Когда я продаю товар, я готов либо сразу о нем рассказать все — от минусов до плюсов, либо договариваюсь с клиентом, что обязательно уже к завтрашнему дню все разузнаю.
Я не продаю кота в мешке. Я выкладываю в магазин только то, что побывало в моих руках, что имеет хорошие отзывы, что не стыдно продать.
Да, это не приносит пока хороших денег. Зато каждый покупатель доволен, советует меня знакомым и обеспечивает мне рекламу на тех же форумах.
А добро имеет способность накапливаться.

Доставка
Доставка почтой, доставка по Москве — все вроде бы обычно. Но! Я обитаю в Измайловском районе. Склад располагается там же. Измайлово имеет очень удобную систему улиц (на карте оно похоже на лист тетрадки в клеточку). Поэтому доставка в Измайлово бесплатна. Мне нет никакого труда, забрав товар со склада, мотнуться в пару мест по соседству. Клиенты этому очень рады. И даже сами предлагают деньги за доставку несмотря на бесплатность.

Реклама
Да, я планирую в будущем вложить деньги в SEO. Но денег сейчас немного. И я раскручиваюсь своими силами. А свои силы — это работа на форумах, что, между прочим, очень интересно и помогает не только продавать, но и узнавать спрос, узнавать больше о товаре.
Потом — наклейка на заднем стекле машины, вырезанная своими руками из цветной клейкой пленки.
Это — небольшие каталоги, которые напечатаны на газетной бумаге, а потому недорогие. Эти каталоги я раскидываю везде, где побываю: на почте, в налоговых, у нотариусов, в парикмахерских — везде, где есть стойки и есть столики с журналами, где есть очередь, где людям нечем заняться. Иногда меня просят убрать каталог хозяева — я сразу следую их совету и извиняюсь.
Это не страшно. Еще раз повторюсь: к отказам надо относиться легко.

Интернет-магазин
Да, я программист. Как говорят у нас, «Я умею интернет-магазин». Я сделал магазин за две недели, сидя по вечерам. Там еще многое не доделано, еще многое неудобно и не учтено, но зато он уже работает.
Сложность была с дизайном. Я не просто не дизайнер — я еще и туг на восприятие красоты. Я не умею сделать красоту. Мне всегда хотелось, чтобы магазин был красивым. Мне хотелось, чтобы глаз радовался. Но — увы!
Две недели я раздумывал. Я попросил знакомого дизайнера уделить мне время. Я просмотрел кучу типовых шаблонов. В итоге я разозлился, повесил какую-никакую шапку заданной тематики и пока живу с ней. Оказалось, что даже самый простой дизайн без дизайна работает — главное, чтобы человеку было хорошо рассказано о товаре, а красоты — это приятно, но не сильно обязательно. Для справки, очень многие форумы, где я рассказываю о магазине и просто общаюсь, вообще выглядят убого, но это не мешает им иметь по 1000 посетителей в сутки.

Название
Название магазина выбиралось долго и мучительно. Мы с женой перебрали сотни вариантов. До сих пор сохранилась тетрадка с выписанными словами и словосочетаниями. В итоге, жена придумала название «На тропинках».
«Представь, — сказала она мне, — что будет говорить один клиент другому! Он скажет: я купил это на тропинках. Или… я тебе оставил фотки с отпуска на тропинках».
То, что название сайта сможет войти в жаргон покупателя, и стало решающим фактором. Да, есть множество магазинов, которые называются СпортТрейд, СмартФиш, buy-fush и т.п. При этом они неплохо торгуют. Но название, которое придумала для меня жена, оказалось намного лучше всех прочих названий. Главное — оно запоминается. Вот уже клиенты обращаются ко мне со словами «Когда на тропинках появятся спальники?»

Уф. Вроде бы все. Я рассказал, как набирался смелости, как собирался с силами, как готовился к каждому шагу и как все оказалось много легче, чем мне представлялось.
Всем заранее спасибо за интерес, исправления и советы.