Блог системного администратора - Сообщения с тегом "сцена"

 

Профессия системного администратора. , Взгляд системного администратора 2005г.

Я давно хотела написать о профессии системного администратора. Почему? Потому что убеждена, что если это и не самая интересная на свете профессия, то, во всяком случае, одна из самых благодарных и увлекательных. Знаю про это не понаслышке - несколько лет я проработала системным администратором в компании "ТопС". Администрировала КИС Baan, базы данных (Oracle, MS SQL, Ingres, Sybase), операционные системы (HP-UX, Sun Solaris, AIX, IRIX, Windows *).

КТО ТАКОЙ (ТАКАЯ) СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР?

Начнем с самого обычного определения: "Системный администратор - это специалист, который отвечает за работоспособность оборудования (серверов, сетевых устройств, персональных компьютеров, принтеров, факсов, сканеров, копиров, устройств бесперебойного питания. А часто и - телефонов, телефонных станций и кондиционеров) и программного обеспечения."

Сразу оговорюсь, что в этом определении я немного слукавила. В нем не присутствует основной двигатель и одновременно тормоз деятельности системного администратора - его величество пользователь. То есть получается, что системный администратор имеет дело только с железками и софтом. По моему опыту, и я уверена, что коллеги со мной согласятся - это самое простое. О, если бы пользователи не мешали, системный администратор совершал бы чудеса и поднял бы ИТ до невыразимых высот..

Поэтому предлагаю немного поправить определение. "Системный администратор занимается обслуживанием пользователей в области компьютерной техники и программного обеспечения и отвечает за работоспособность всех элементов ИТ". Но тут опять - "натяжка". Потому что я не открою Америку, если скажу, что в последнее время в недрах ИТ стремительно развивается новая профессия - специалист по обслуживанию пользователей.

Кто это такой, и как он связан с системным администратором, мы поговорим несколько позднее. А пока отмечу только, что большая часть народа, в частности пользователей, которых и тот и другой призван обслуживать, не очень понимает, кто такие эти последние и по старинке требуют к бездыханному телу своего любимого ПК именно сисадмина. Поэтому, чтобы не увязнуть в дебрях старых, новых и совсем новых профессий в ИТ, давайте остановимся на втором определении и будем идентифицировать сисадмина по нему.

Среди системных администраторов довольно много женщин. Из соображений корректности я здесь первый раз обратилась как к мужчинам, так и к женщинам -системным администраторам. Но в дальнейшем для сохранения гладкости изложения, я буду говорить о системном администраторе - он, подразумевая под этим местоимением как мужчин, так и женщин. Мы же не в Америке, к счастью.

Чем занимается системный администратор? С одной стороны он действительно и швец (то бишь программист), и жнец (закупщик оборудования и ПО), и на дуде игрец (web-дизайнер), а с другой - все больше из этого разнообразия знаний и обязанностей выступает твердый профиль Системного Администрирования.

Системное Администрирование основано на четком определении текущей структуры всех элементов ИТ организации, рассматриваемых в их взаимосвязи, а именно на архитектуре ИТ. И занимается поэтому системный администратор не дописыванием на коленке программ ( а если этим занимается, да еще регулярно - то это плохой администратор), а развитием и поддержкой этой архитектуры в пригодном и соответствующем деятельности компании состоянии. Причем, желательно с учетом возможных стратегических рывков и грандиозных изменений в бизнесе. Впечатляет масштабность задачи?


ЧТО ЖЕ НАДО УМЕТЬ?

Уже давно не секрет, что в любой работе (профессии) есть несколько составляющих. Одна из них, назовем ее технической, относится собственно к предмету той деятельности, которую выполняет сотрудник. Для бухгалтера - это владение бухгалтерским учетом, для слесаря - слесарным делом, для системного администратора - познания в области устройства оборудования, системного ПО, баз данных и системных задач используемых программных систем.

Про это к большому облегчению меня и моих коллег сейчас есть множество книг (среди которых попадаются и очень хорошие), журналов, досок объявлений и других ресурсов в Интернете. То есть, если у тебя техническая проблема, и ты можешь ее внятно сформулировать, то, как правило, вопрос только в сроке, за который ты отыщешь ее решение. Хотя, конечно, часто этот срок -показатель критический.

Но все большее значение приобретает другая сторона деятельности администратора, назовем, ее функциональная. К ней относятся такие на первый взгляд будничные дела, как организация работы таким образом, чтобы:

1. проблемы и перебои в компьютерном обеспечении сотрудников компании свести к минимуму;

2. потребность в изменениях (замене устаревшего оборудования, получении новых прав и полномочий, приобретении и установке нового ПО) решались в срок и с минимальными затратами, как стоимостными, так и временными;

3. смена версий ПО и замена оборудования не приводили к проблемам, упомянутым в п.1;

4. в случае локальных проблем (отказа винчестера ПК) или глобальных аварий (отказа серверов или сетевых устройств, отключения электропитания, пожара) сотрудники компании все же могли продолжать работать;

5. отчеты, которые ложатся на столы руководителей содержали достоверные и непротиворечивые данные;

6. сотрудники компании активно использовали хотя бы некоторые из выдающихся возможностей, которые предоставляют современные средства автоматизации.

Этот список можно продолжить, но и приведенных функций, я думаю, достаточно. Подозреваю, что не только сотрудники, но и руководители компаний не задумываются об этих сторонах деятельности администратора и не только не требуют от своих сисадминов такого, но даже не знают, что это можно потребовать.

Конечно, специалист, который хотя бы на каком-то уровне поддерживает вышеперечисленные функции стоит на рынке труда совсем по-другому. Но и эффективность таких ИТ в организации будет тоже совсем другой. А чтобы не отодвигать системного администратора от общих показателей компании существуют средства, в частности, несколько моделей эффективности ИТ, в разработке одной из которых принимала участие и я. Применяя те или иные способы, можно определить вклад ИТ компании в ее прибыль, ничуть не хуже чем вклад в эту прибыль других подразделений.





ОТ НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА К РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА

Рассматривая системное администрирование в таком ключе, становится понятно, что область профессии чрезвычайно широка, и расти в ней можно практически до бесконечности. Потолок компетентности не просматривается. Возможно, мне возразят, что просто так расти неинтересно, надо еще, чтобы тебя оценили и вознаградили. А вот тут я вижу реальную проблему. Я бы назвала ее недостатком внутреннего PR службы ИТ.

Поскольку большинство руководителей, скажем мягко, не очень разбираются в ИТ, они и оценить работу сисадмина не могут. Все-таки программы, которыми мы все пользуемся, еще не столь надежно работают, как хотелось бы. Бывает, что в Windows появляется милое сообщение об ошибке с издевательским предложением отправить письмо фирме-производителю. И, к сожалению, руководители от этого тоже не застрахованы.

К тому же из-за невысокой компьютерной грамотности и служебной загрузки руководители, еще реже, чем другие сотрудники, удосуживаются взглянуть воткнута ли вилка в розетку, а сетевой кабель в сетевой разъем. Отсюда - и компьютер не грузится, и почта не ходит. А затем и вывод - ничего не работает, и сисадмин плох. Возможно, последнее высказывание хотя бы частично верно, потому что разъяснение возможностей и невозможностей компьютерной техники и программ тоже ложится на плечи системных администраторов.

Во многих компаниях мне говорили, что системный администратор для них понятие нарицательное: "когда ничего не работает, помощи не дождешься и вразумительных объяснений не получишь". А происходит это потому, что все еще немало организаций, в которых системный администратор полностью удовлетворяет или должен удовлетворять нашему определению №2. Такому сисадмину приходится совмещать множество обязанностей, а поддерживать все ИТ-хозяйство на должном техническом и функциональном уровне крайне сложно.

К счастью, область ИТ развивается стремительно, от натурального хозяйства мы переходим к разделению труда, и уже появляются отдельные, для многих пока непривычные, профессии. Наиболее близко с системному администратору стоят технический эксперт, специалист по ИТ-безопасности, сервис-инженер, специалист по обслуживанию пользователей и оператор (диспетчер) центра поддержки. Среди других профессий могу назвать архитектора, аналитика, закупщика, сборщика. И это мы еще не затронули область разработки программного обеспечения. Про каждую из этих специальностей можно написать отдельную статью.